Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!

Инновационный проект

Дата: 9 декабря 2017 в 13:18, Обновлено 9 декабря 2017 в 15:49
Автор: Трохим А. Р.

"Внедрение модели языкового развития личности в условиях государственного двуязычия"

Ссылки:
Работы:

Нынешнее состояние экономики и культуры вызывает острейшую необходимость в формировании личности, стремящейся реализовать собственные интеллектуальные возможности, творческий потенциал, компетентность и конкурентоспособность в современной школе. В современном мире отношение к языку как средству повседневного общения и получения специальности претерпевает кардинальные изменения. Языковое образование выступает в качестве процесса и результата познавательной деятельности, направленной на овладение языком и речью, на саморазвитие и становление учащегося как личности. Однако вызывает тревогу тот факт, что молодые люди, являясь мобильными языковыми личностями, легко усваивают неправильные обороты и формы речи, употребляют в своей речи жаргонные выражения и допускают много речевых ошибок, испытывают серьезные затруднения в вопросах коммуникативной культуры.

Нельзя создать эффективную систему обучения языку в отрыве от понятия языковой личности, без учета ее многоуровневой организации, без обращения к принципам ее формирования и структуры.

Соответствующими исследованиями было сформулировано, что процесс развития языковой личности, хорошо владеющей несколькими языками, может носить успешный характер, если строится по следующим направлениям:

– обучение разным языкам представлено в системном виде и строится на основе комплексного мониторинга результатов речевой деятельности;

– технология освоения разных языков строится на интегрированной основе (с учетом языковых явлений транспозиции и интерференции) и на основе адаптации материалов УМК к национально-региональным условиям;

– речевая работа осуществляется на основе системы упражнений, обусловленной интегративной технологией обучающей деятельности;

– творческая и исследовательская деятельность учащихся рассматривается как часть решения педагогической проблемы формирования личности, способной к самореализации в языковой и коммуникативной деятельности.

В учреждении образования сложилась система работы по развитию коммуникативных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы, белорусского языка и литературы, во внеурочных мероприятиях по предметам, достигнуты определённые успехи в работе с лингвистически одарёнными учащимися. Выбранная тема инновационной деятельности позволила обобщить, систематизировать опыт работы с учащимися по развитию коммуникативной культуры, выявлению высокомотивированных учащихся. Создание инновационного поля стимулировало на целенаправленную работу над повышением профессионального уровня педагогов по данной проблеме.

Цель инновационного проекта – обеспечить условия для успешного развития языковой личности учащегося в условиях государственного двуязычия через внедрение модели формирования языковой личности.

Задачи:

  1. Обеспечить мониторинг процесса и результатов внедрения модели формирования языковой личности в условиях государственного двуязычия.
  2. Создать условия для повышения профессиональной компетентности участников проекта по вопросам формирования языковой личности в процессе лингвистического и литературного образования в условиях государственного двуязычия.
  3. Реализовать текущую и итоговую диагностику результативности процесса.
  4. Разработать и использовать сценарии, технологические карты, планы, конспекты, модели уроков по формированию языковой личности в условиях интеграции лингвистического образования.
  5. Разработать систему упражнений по формированию языковой личности в условиях государственного двуязычия.
  6. Обобщить и систематизировать опыт педагогов школы по формированию языковой личности и распространить его через публикации, семинары, методические рекомендации.

На протяжении реализации инновационного проекта (2014-2016 г.) педагогический коллектив убедился в правильности выбора темы инновационного проекта, так как наметилась положительная динамика в развитии субъектов образовательного процесса, сформировался инновационный педагогический опыт, который является полезным как для педагогов своего учреждения образования, так и для педагогов района.

Реализация проекта «Внедрение модели формирования языковой личности в условиях государственного двуязычия» рассчитана на 2 года (2014/2015 и 2015/5016 учебные годы)

Состав участников инновационного проекта определён приказом по учреждению образования от 01.09.2015 №425.

Количество участников инновационной деятельности в 2015/2016 учебном году составляет:

педагогов – 13 (9 человек – 69% с высшей категорией. 4 человека – 31 % с I квалификационной категорией);

учащихся – 291 человека;

родителей – 291 человека

Инновационная деятельность организована на базе 5-х, 6-х, 10-ых,11-х классов.


Эффективность условий реализации инновационного проекта.

В реализации проекта участвуют 13 педагогов школы. Из них: директор, заместитель директора по учебной части, педагог-психолог, 5 учителей русского языка и литературы. 4 учителя белорусского языка и литературы, 1 учитель информатики. Из вышеперечисленных педагогических работников имеют высшую категорию – 9 (69%). Первую квалификационную категорию – 4 (31%). Педагогический стаж – от 20 лет. (Приложение 4)

Эти цифры свидетельствуют о высоком уровне сформированности учебно-методических компетенций членов инновационной команды.

Инновационно-образовательная среда способствовала развитию профессионального мастерства педагогов, которые реализуют инновационный проект и которые заинтересованы в реализации инновационного проекта.

Учреждение образования обладает достаточной материально-технической базой для реализации инновационного проекта. Имеется 2 компьютерных класса, учебные кабинеты, информационно-библиотечный центр, 2 интерактивные доски, множительная техника, телевизоры, 2 мини компьютерных класса. Техническое оснащение кабинетов позволяет учителям проводить уроки, соответствующие современным требованиям, оформлять презентуемый материал. В 2015/2016 учебном году согласно приказу отдела образования, спорта и туризма Волковысского райисполкома от 09.09.2015 №11 на базе кабинета русского языка и литературы (кабинет № 23) в учреждении образования создан районный ресурсный центр по учебному предмету «Русский язык и литература»; продолжает деятельность школьный кабинет белорусского языка и литературы (кабинет №4).

В кабинетах собраны научно-методические разработки по теме инновационного проекта в печатном и электронном вариантах, программные продукты для обеспечения эффективной деятельности педагогов-новаторов.

Все участники инновационной деятельности включены в исследовательскую деятельность, имеют темы педагогического исследования, в рамках которого предусмотрено получение конкретного образовательного продукта.

Проведение методического семинара, в ходе которого изучена теоретическая основа инновационного проекта способствовало раскрытию и уточнению сущности понятия «языковая личность». Консультационная помощь в определении темы педагогического исследования, цели, задач, процессуальной деятельности, критериев для определения результативности инновационной деятельности позволяла педагогам овладеть навыками рефлексивной деятельности, научила вносить коррективы в педагогическое исследование, более ответственно относиться к результатам педагогической деятельности. Создано информационное поле для педагогов. (Приложение 5)

Ведущими принципами организационно-методических мероприятий являются непрерывность образования и дифференциация. Содержание методической работы с педагогами, реализующими инновационный проект, осуществляется с учетом их профессионального уровня сформированности определенных компетенций и носит опережающий характер. В содержании учитываются потребности и профессиональные запросы педагогов и целевая установка на максимальную интеграцию в инновационную среду.

Процесс реализации непрерывного образования предполагает 3-х ступенчатый уровень повышения квалификации:

- в учреждениях, которые осуществляют организационно-методическое обеспечение инновационной деятельности;

- в рамках системы методической работы;

- посредством самообразования, обеспечивающие целенаправленность, системность педагогического исследования.

Структурно-функциональная модель методической работы построена с учетом потребностей и запросов педагогов, необходимых для успешного решения задач.

 

Для развития профессиональных компетенций педагогов-участников инновационного проекта было организовано повышение квалификации педагогов.

Закарина Т.С. – курсы повышения квалификации «Русский язык в современном мире: проблемы преподавания и сохранения национальной идентичности в г. Санкт-Петербурге в рамках взаимодействия с соотечественниками. Преподающими русский язык за рубежом (2014, октябрь);

-семинар «Управление инновационными процессами в учреждениях образования на этапе организации нововведения» (04.09.2014);

-семинар-практикум АПО «Организация исследовательской деятельности учащихся в учреждениях общего среднего образования» (11-12.02.2016);

Козел А.А., Степанюк Т.В. – семинар «Организация экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования (декабрь, 2015);

Пакуть С.И. – семинар «Организационно-методическое обеспечение инновационной деятельности учреждения образования» (декабрь, 2014)

Толстик Т.С. – семинар АПО «Современные подходы к управлению инновационной деятельностью в учреждениях образования» (09.09.2014);

-семинар «Организация инновационной деятельности в учреждениях образования» (октябрь, 2014);

-семинар «Современные подходы к подготовке отчетных материалов по результатам инновационной деятельности» (14-16.03.2016);

-семинар «Разработка методических рекомендаций по распространению инноваций в массовой образовательной практике» (18-20.01.2016)

Инструктивно-методические совещания (в течение учебного года) по следующим вопросам:

- ознакомление с особенностями внедрения модели формирования языковой личности в условиях государственного двуязычия;

- проведение мониторинга процесса и результатов инновационной деятельности;

- разработка должностных обязанностей членов инновационной деятельности;

- требования к ведению дневников.

Занятия постоянно действующего семинара «Формирование исследовательских навыков педагогов по развитию языковой личности» способствовали:

- формированию исследовательских компетенций педагогов;

- совершенствованию учебно-методических компетенций;

- развитию презентационных компетенций у членов инновационной деятельности;

- совершенствованию управленческой компетенции, которая проявляется на уровне «педагог-учащийся», «педагог-педагог».

Темы консультаций определялись потребностями и запросами педагогов:

- организация мониторинга процесса и результатов деятельности по теме исследования;

- создание банка методов и приемов на уроках по теме исследования;

- отражение инновационной работы в плане работы методического объединения (для руководителей МО);

- разработка системы упражнений по теме исследования;

- подготовка отчета по результатам инновационной работы;

- представление опыта инновационной деятельности.


Психолого-педагогическое сопровождение в ходе реализации проводилась по следующим направлениям:

  • Диагностика (в соответствии с критериальной базой инновационного процесса был подобран диагностический материал, измерительный инструментарий
  • Просветительская работа

Были проведены треннинги: «Преодоление эмоционального выгорания педагогов в процессе профессиональной деятельности в рамках инновационной деятельности», «Преодоление барьеров в инновационной деятельности», «Повышение мотивации в рамках инновационной деятельности».

Организовано консультирование всех субъектов инновационной деятельности в разных режимах: индивидуальная работа, групповая, коллективная.

Проводилось психолого-педагогическое сопровождение педагогов по осуществлению индивидуальных педагогических исследований в рамках инновационной деятельности.


Выполнение программы и плана реализации инновационного проекта

Цель реализационного этапа инновационного проекта в текущем году достигнута благодаря слаженной работе управленческой команды, созданию условий для высокой мотивации учителей-участников инновационной деятельности, качеству проводимых методических мероприятий.

Матылевич Инна Ивановна, учитель русского языка и литературы. В рамках инновационного проекта по теме исследования «Обучение учащихся речевому этикету в контексте лингвокультурологического подхода» вела работу с учащимися и родительской общественностью 6 класса. Цель – формирование коммуникативной культурной традиции вежливого поведения. Разработаны уроки, элементы уроков с использованием этикетных формул, проведены «Живые перемены» для учащихся, готовится мастер-класс для педагогов школы и района по теме педагогического исследования. 

Фальковская Марина Константиновна, учитель русского языка и литературы. Целью педагогического исследования является обеспечение условий для успешного лингвокультурологического развития учащихся через использование методики изучения пословиц и поговорок русского языка. В ходе работы отобран дидактический материал к отдельным тема учебников по русскому языку для 5-6 классов, к факультативным занятиям «Пословицы и поговорки – украшение речи», «Пословицы о родной земле, труде, счастье, качествах людей»; разработаны сценарии внеурочных мероприятий, а также создано мультемидийное тематическое сопровождение. . 

Закарина Татьяна Степановна, учитель русского языка и литературы. Цель педагогического исследования – формирование языковой личности учащихся в условиях государственного двуязычия через исследовательскую деятельность. На этапе реализации инновационной деятельности была организована постоянная работа с группой учащихся 6-го, 10-го классов по формированию исследовательских навыков; проведены уроки и внеурочные мероприятия по теме педагогического исследования

Слесарь Тамара Алексеевна, учитель русского языка и литературы. Работая над темой исследования «Формирование и развитие языковой личности через творческую деятельность», учитель определил следующую цель: предложить банк идей, находок для развития творческих способностей учащихся. Итогом явился сборник творческих работ учащихся

Заморская Евгения Ивановна, учитель белорусского языка и литературы. В течение двух лет педагогическая деятльность была направлена на реализацию цели: развивать и совершенствовать речевую культуру учащихся, расширять лингвистический и лингвокультурологический кругозор в условиях государственного двуязычия через разнообразные формы внеурочной деятельности с учетом речевой компетенции учащихся. Были разработаны сценарии мероприятий и успешно реализованы во внеурочной деятельности. 

Пакуть Светлана Ивановна, учитель белорусского языка и литературы, работала по теме педагогического исследования «Формирование языковой личности учащихся в условиях государственного двуязычия на уроках белорусской литературы 10-11 классов через использование технологии французских педагогических мастерских». В результате представлены разработки уроков белорусской литературы в 10-11 классах по теме исследования. 

Степанюк Татьяна Владимировна, Козел Алла Алексеевна, учителя белорусского языка и литературы, проводили педагогическое исследование по теме «Формирование речевой культуры учащихся через лингвокультурологический анализ художественного текста на уроках белорусского языка». Разработан дидактический материал по теме исследования. 


Результаты инновационной деятельности

Для оценки эффективности внедрения модели языкового развития личности в условиях государственного двуязычия использовались следующие критерии:

  1. Вербально-семантический – степень владения языком
  2. Когнитивный – отражение действительности – отражение языкового моделирования, тезауруса, культурологических особенностей
  3. Прагматический – языковая направленность – создание мотивации, выдвижение цели, стремление к движению, языковому развитию.

В ходе инновационной деятельности была проведена корректировка критериальной базы: введены критерии «здоровье учащихся». «профессиональное мастерство педагогов».

Наблюдается стабильность состояния здоровья учащихся. Снизился уровень тревожности. 


Результативность образовательного процесса:

2014/2015

2015/2016

Участие в олимпиадном движении

II этап республиканской олимпиады:

15 призовых мест

II этап республиканской олимпиады:

9 призовых мест

III этап республиканской олимпиады:

1 место

(без участия среднего звена)

Участие в конкурсах «Журавлик», «Буслiк»

235 участников

241 участник

Участие в конкурсах, исследовательская деятельность учащихся

1 диплом(район)

1 диплом (область)

1 диплом (район)

Количество учащихся, посещающих факультативные занятия по русскому языку, белорусскому языку

39/278 учащихся

26/398 учащихся

Результаты ЦТ по русскому и белорусскому языкам

белорусский язык – 54,8

русский язык – 60,7

белорусский язык – 62,66

русский язык – 59,81

Два года подряд школа входит в «Топ-100» школ Республики Беларусь


Демонстрация и трансляция инновационного опыта

Публикации:

«Стимулирование познавательной деятельности учащихся на уроках русской литературы и во внеурочной работе через использование мультимедийной презентации» (Сборник материалов e-mail-конференции «ИКТ в деятельности учреждений образования». Минск. Июнь 2015) учитель Закарина Т.С.

«Книга или компьютер?» («Настаўніцкая газета». № 140 от 06.10.2015) учитель Закарина Т.С.

«Развитие коммуникативных способностей учащихся через использование театрализованных кукольных постановок» (журнал «Русский язык и литература». № 7. 2015 год) учитель Матылевич И.И.

Направлена для публикации статья «Воспитание нравственности через систему творческих упражнений». Учитель Матылевич И.И.

Готовиться к публикации статья «Обучение учащихся речевому этикету в контексте лингвокультурологического подхода», учитель Матылевич И.И.

Районный фестиваль «Интеллект. Инновация. Успех». Выступление «Формирование языковой личности в условиях двуязычия средствами учебного кабинета», учитель Заморская Е.И.

Учебно-методические продукты:

  1. Дидактические материалы к урокам и факультативным занятиям.
  2. Сценарии, разработки уроков и внеурочных мероприятий по русскому и белорусскому языкам.
  3. Творческие работы учащихся.
  4. Исследовательские работы учащихся.

    Заключение:

Анализ работы педагогического коллектива по реализации инновационного проекта позволил сделать следующие выводы о результативности данной работы:

  1. Работа на реализационном этапе проекта осуществлялась системно и планово.
  2. В процессе организации инновационной деятельности происходит непрерывное совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников.
  3. В учреждении образования созданы условия для высокой мотивации учителей – участников инновационного проекта.
  4. Разработаны сценарии, технологические карты, планы, конспекты, модели уроков по формированию языковой личности в условиях интеграции лингвистического образования.
  5. Разработана система упражнений по формированию языковой личности в условиях государственного двуязычия.
  6. Обобщен и систематизирован опыт педагогов школы по формированию языковой личности и распространить его через публикации, семинары, методические рекомендации.

​​Функции и направления деятельности участников инновационного проекта

Руководители

  1. Организационная деятельность:
  • распределение нагрузки;
  • контроль за качеством обучения;
  • материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
  • обеспечение учебниками, учебной литературой, программами
  1. Информационно-аналитическая деятельность:
  • мониторинг качества образования

Учителя

  1. Организационная деятельность:
  • создание условий, позволяющих учащимся реализовать коммуникативные способности;
  • планирование деятельности по теме педагогического исследования
  1. Информационно-аналитическая деятельность:
    • углубленная диагностика;
    • консультирование родителей;
    • выступление в средствах массовой информации
  2. Коррекционно-педагогическая деятельность:
    • коррекция познавательной сферы;
    • развитие речи учащихся;
    • развитие познавательного интереса, активности

Педагог-психолог

  1. Организационная деятельность
    • планирование диагностики и коррекционной деятельности
  2. Информационно-аналитическая деятельность:
    • Диагностика учащихся, педагогов;
    • Консультирование педагогов;
  3. Коррекционная деятельность;
    • Развитие коммуникативных способностей у отдельных учащихся

Темы педагогических исследований

участников инновационной деятельности

№ п/п

ФИО учителя

Предмет

Тема исследования

Закарина Т.С.

Русский язык и литература

Формирование языковой личности учащихся в условия государственного двуязычия через исследовательскую деятельность

Матылевич И.И.

Русский язык и литература

Обучение учащихся речевому этикету в контексте лингвокультурологического подхода

Фальковская М.К.

Русский язык и литература

Лингвокультурологическое развитие учащихся через использование методики изучения пословиц и поговорок русского языка

Слесарь Т.А.

Русский язык и литература

Формирование и развитие языковой личности через творческую деятельность

Козел А.С.

Белорусский язык и литература

Лінгвакультуралагічнае развіцце вучняў праз выкарыстанне методыкі вывучэння прэцэдэнтных тэкстаў

Заморская Е.И.

Белорусский язык и литература

Фарміраванне культуры маўлення вучняў ва ўмовах двухмоўя сродкамі пазакласнай работы

Пакуть С.И.

Белорусский язык и литература

Фарміраванне мовазнаўчай асобы вучня ва ўмовах дзяржаўнага двухмоўя на ўроках беларускай літаратуры ў 10-х класах праз выкарыстанне элементаў французскіх педагагічных майстэрняў

Степанюк Т.В.

Белорусский язык и литература

Фарміраванне культуры маўлення вучняў праз лінгвакультуралагічны аналіз мастацкага тэксту на ўроках беларускай мовы


Состав участников инновационного проекта

п/п

ФИО

Должность

Преподаваемый предмет

Образование

Квалификационная категория

Педагогический стаж

Бакунович А.И.

Директор школы

высшее

высшая

21

Толстик Т.С.

Заместитель директора по учебной части

высшее

высшая

32

Закарина Т.С.

учитель

Русский язык и литература

высшее

высшая

28

Матылевич И.И.

учитель

Русский язык и литература

высшее

высшая

24

Фальковская М.К.

учитель

Русский язык и литература

высшее

первая

21

Ситко О.В.

учитель

Русский язык и литература

высшее

первая

20

Слесарь Т.А.

учитель

Русский язык и литература

высшее

высшая

33

Козел А.С.

учитель

Белорусский язык и литература

высшее

высшая

24

Заморская Е.И.

учитель

Белорусский язык и литература

высшее

высшая

41

Пакуть С.И.

учитель

Белорусский язык и литература

высшее

высшая

27

Степанюк Т.В.

учитель

Белорусский язык и литература

высшее

первая

23

Собешук Т.С.

учитель

информатика

высшее

высшая

28

Грушевич В.Г.

Педагог-психолог

высшее

высшая

21

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.