Новости проекта
Система перешла на новый 2018/2019 учебный год
Конкурс продлен! Принимайте участие!

Методические рекомендации

Дата: 9 ноября 2016 в 14:21, Обновлено 19 февраля в 14:18

Методические рекомендации для родителей

детей с особенностями психофизического развития

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе учителя – дефектолога, воспитателей и родителей.

У ребенка с ОПФР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал в детском саду и дома. Для этого задаются домашние задания на повторение изученной темы.

Первоначально задания выполняются ребенком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности.

Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.

Важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданию дефектолога.

Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.

Занятия должны носить занимательный характер.

При получении задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам все понятно.

В затруднительных случаях консультироваться у педагога.

Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые рекомендует учитель – дефектолог.

Занятия должны быть регулярными.

Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок, по дороге в детский сад. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.

Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления…

Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку.

У ребенка с ОПФР практически всегда нарушено речевое развитие, поэтому необходимо ежедневно тренировать ребенка в выполнении артикуляционной гимнастики.

Упражнения обязательно выполняются перед зеркалом.

Особое внимание уделяется не скорости, а качеству и точности выполнения артикуляционных упражнений.

Важно следить за чистотой выполнения движений: без сопутствующих движений, плавно, без излишнего напряжения или вялости, следить за полным объемом движений, за точностью, темпом упражнений, часто – под счет взрослого…

Каждое артикуляционное упражнение рекомендуется выполнять сначала медленно, затем темп ускорять.

Упражнение выполняется 6 – 8 раз по 10 сек. (можно больше). Для лучшей наглядности упражнения делаются совместно с ребенком, старательно показывая и объясняя каждое движение.

Для закрепления звука в слоге, слове необходимо повторять речевой материал не менее 3- х раз.

При произнесении нужного звука следует произносить звук в слоге или слове утрированно (намеренно выделяя голосом).

Тетрадь для закрепления материала необходимо содержать в аккуратном виде.

Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны.

Отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.

Своевременно консультируйтесь и проводите лечение детей у врачей, к которым направляет учитель – дефектолог.


Рекомендации родителям детей классов интегрированного обучения и воспитания.

Какую помощь могут оказать родители, если в семье ребенок с особенностями психофизического развития?

  • Не следует на ребенка смотреть как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно опекать, например, собирать ему в школу портфель,  контролировать каждое действие ребенка при выполнении домашних заданий. Не подчиняйте всю жизнь в семье ребенку: за него делать все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Такаягиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не "над", а "рядом".
  • Не предъявлять завышенные требования к ребенку. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться  агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.
  • Для того, чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не нанесите учебной нагрузкой дополнительного вреда его здоровью;  внимательно отнеситесь к организации его труда и отдыха.
  • Психологи и врачи утверждают, что перерывы во время выполнения домашнего задания крайне необходимы.
  • Самооценка ребенка во многом зависит от оценки окружающих его людей. Важно, что бы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. Для формирования этой стороны психики ребенка с задержкой психического развития очень большое значение имеет общение. Например, задайте своему ребенку вопросы о том, что он нового узнал на уроках. Есть вопрос – есть работа мысли. Есть мысль – активизируется память. Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.
  • Нуждается ли ребенок с особенностями психофизического развития во врачебной помощи? Особенности психофизического развития не болезнь, а индивидуальный вариант психического развития. Но, как утверждают специалисты, в основе развития психики таких детей лежит та или иная несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем, приобретенная в результате негрубого повреждения мозга. Поэтому обследование врачом–психоневрологом такого ребенка желательно: он может выявить признаки органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него, может при помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребенка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга.

Какую помощь могут оказать родители, если их ребенок обучается в классе интегрированного обучения и воспитания?

  • Учить ребенка толерантному отношению к своим сверстникам, имеющим особенности психофизического развития.
  • Развивать у ребенка чувство сопереживания и поддержки детям с особенностями психофизического развития.
  • Объяснить, что ребенок с ОПФР такой же, только ему необходимо больше времени и сил для усвоения учебного программного материала.

Леворукость

Рекомендации по оснащению кабинета учителя-дефектолога

Профессиональная ориентация учащихся

Особенности работы с детьми с ОПФР

Особенности формирования мотивации к учению учащихся с ОПФР

Развитие слухового восприятия у детей с нарушением слуха мадшего.школьного возраста

Трудности в обучении у младших школьников и возможные причины

Место коррекционных занятий с учащимися в системе уроков

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.